20 мая 1989 года советский летчик Александр Зуев угнал в Турцию истребитель МиГ-29.
Источник: AP 2019
В мае 1989 года в небе над аэропортом турецкого Трабзона появился советский истребитель МиГ-29. Сотрудники аэропорта не успели толком испугаться, подумав о вторжении СССР, как самолет уже пошел на посадку.
Выскочивший из кабины летчик радостно сообщил ошарашенному турку: «Я — американец!».
Турция — США — транзит
Сюжеты с угонами боевых самолетов — это истории, характерные для периода пика «Холодной войны». Но в 1989 году отношения между СССР и Западом переходили из периода «романтической дружбы» в стадию полной капитуляции «социалистического блока». Может быть, поэтому, побег летчика Александра Зуева не стал такой сенсацией, как аналогичный поступок, совершенный на 13 лет раньше Виктором Беленко.
МиГ-29 на тот момент был новейшим самолетом, и американские специалисты рассчитывали на то, что Турция как союзник по НАТО предоставит им доступ к боевой машине.
Но в Анкаре рассудили иначе — менее чем через двое суток самолет вернули в Советский Союз.
Александр Зуев не ошибся — он действительно стал американцем. Суд в Турции, разбиравший его дело, признал его беженцем по политическим мотивам, после чего летчик смог уехать в США.
Темная история
Версию о разочаровании в советском строе сбежавший пилот развивал и в книге, которую выпустил в Соединенных Штатах.
Зуев уверял, что последней каплей, заставившей его решиться на бегство, стали события в Тбилиси в апреле 1989 года, где был разогнан митинг оппозиции.
Впрочем, те, кто знал летчика Зуева и служил вместе с ним, не верят в политическую подоплеку. Тем более, что в книге пилот изрядно приврал. Например, он рассказывал, что только освоение новой техники спасло его от участия в войне в Афганистане. На самом деле, полк Александра Зуева никогда не планировался к отправке в Афганистан.
В 1982 году Александр Зуев окончил Армавирское высшее военное Краснознамённое авиационное училище лётчиков, начинал летать на МиГ-23, потом прошел переподготовку для службы на МиГ-29.
Мечтал стать испытателем, но «морально разложился»?
Он имел степень военного летчика 1-го класса, и мечтал о карьере испытателя. Зуев приезжал в подмосковный Жуковский, где располагалась Школа лётчиков-испытателей (ШЛИ) Министерства авиационной промышленности СССР. Оценив порыв молодого коллеги, опытные летчики консультировали его относительно поступления в Школу.